Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- профессиональной просвещение;
- профессиональная диагностика;
- профессиональная консультация и др.
Единая модель профориентации
Весной 2023 года Минпросвещения России объявило о разработке единой модели профориентации для школьников, направленной на учащихся 6–11 классов. Единая модель призвана систематизировать занятия по профориентации в разных регионах и школах, помочь выпускникам определиться с выбором высшего или среднего учебного заведения для поступления, и в конечном итоге способствовать развитию рынка труда и ускорению экономического роста России. В конце июня глава Минпросвещения Сергей Кравцов сообщил о том, что новая система профориентации появится в школах уже в 2023/2024 учебном году.
Уроки по профориентации, которые появятся в расписании школьников в новом учебном году, — это лишь часть единой профориентационной модели. Вообще же она включает в себя 7 направлений:
- Профильные классы, например, инженерные, медицинские, IT, предпринимательские и т. п.
- Дополнительные материалы по школьным предметам, например, по физике, химии, математике.
- Воспитательная работа — экскурсии на производство, лекции, выставки, ярмарки, дни открытых дверей в колледжах и вузах и т. п.
- Дополнительные занятия с учетом склонностей школьников.
- Профильное обучение по определенным специальностям.
- Родительские собрания.
- Уроки, классные часы, дискуссии, консультации психолога и другие мероприятия по профориентации.
Каждая школа может выбрать, на каком уровне реализовать новую профориентационную модель, исходя из своих возможностей и приоритетов. Всего есть три уровня: базовый предполагает от 40 академических часов профориентационных занятий за учебный год, основной — от 60 часов, и продвинутый — от 80 часов за год.
Предполагается, что в работу по профориентации включатся не только педагоги, но и родители учеников, представители вузов и компаний-работодателей.
Кто будет вести уроки профориентации в школе
Согласно методическим рекомендациям, опубликованным на сайте Минпросвещения, педагогом-навигатором, то есть человеком, отвечающим за профориентацию учеников, может стать любой учитель, прошедший программу повышения квалификации по профориентационной работе. То есть вести уроки, скорее всего, будут учителя, которые уже работают в школе. Полный комплекс профориентационной деятельности, задуманный Министерством, предполагает также участие школьных психологов, карьерных консультантов и других специалистов.
Уважаемые родители! Поздравляем! Вам открыт доступ на платформу «Билет в будущее»
В профориентационном проекте «Билет в будущее» появились новые программы.
В новом учебном году профориентационный проект для школьников «Билет в будущее» расширяет перечень активностей. Проект реализуется Минпросвещения России.
Ребята теперь получат возможность пройти двухэтапную профориентационную диагностику. Подобрать нужные варианты под выбранные показатели школьника можно будет в «Примерочной профессии», на «Фестивале профессий» – пройти тестирование с привлечением работодателей, а также принять участие в мультимедийной выставке-квесте проекта «Россия – Моя история».
Обновлена цифровая платформа проекта: в ней появились новые инструменты для педагогов-навигаторов, детей и родителей. Система тестирования стала еще эффективнее: теперь ребенок оценивает свои сильные стороны и потенциал для развития – в самом начале, и личностные особенности – при повторном тестировании, после знакомства с профессиями.
«Конструктор будущего» в личном кабинете педагога позволяет проводить профориентационные занятия, опираясь на индивидуальные показатели как отдельных школьников, так и всего класса.
Также в рамках проекта был создан первый профориентационный сериал, который познакомит учащихся с профессиональными достижениями в разных отраслях.
Еще одно нововведение профориентационной программы – это аналитический модуль «Билет в будущее», который позволяет использовать данные для научного изучения профориентации в России, прогнозировать будущий потенциал регионов, оказывать влияние на принятие глобальных кадровых решений и отслеживать, благодаря десяткам метрик, эффективность профориентации в конкретной географической точке по годам.
Проектория"Агентство развития профессий и навыков"
Раздел «Профориентационный проект «Билет в будущее» на сайте МО СК